ФОРМУЛЯР 1951-1960

1959 Апрель Подготовка к демонстрации и параду на Советской площади г. Ярославля

Февраль 09, 2017

1959 - Спорт. Физическая подготовка курсантов

Февраль 09, 2017

1959 - Торжественное собрание в честь выпуска мододых офицеров

Февраль 09, 2017

1959 - Художественная самодеятельность

Февраль 09, 2017

1959 - выпускники 253 взвода

Февраль 09, 2017

1959 - отличные взвода

Февраль 09, 2017
1959 - 1 батарея - Передовая в училище

1959 - 1 батарея - передовая в училище по итогам года

Февраль 07, 2017

1958 - комсомольские активисты

Февраль 07, 2017

1958-Спортивно-массовая работа.

Февраль 07, 2017

1958-Занятия в полевом лагере - "Вознесенье"

Февраль 07, 2017

1957 - Учеба, занятия на тренажёрах, курсантские будни

Февраль 06, 2017

1957 - собрания, работа парткома

Февраль 06, 2017

1957- спектакль С.С. Симонова - Крепость над Бугом

Февраль 06, 2017

1957 - практическая отработка вопросов несения караульной службы

Февраль 06, 2017

1956 г. спортивные достижения

Февраль 06, 2017

1955 - Занятия, экзаменны, будни

Февраль 04, 2017

1955 - Спортивные достижения

Февраль 04, 2017

1955 - полевые занятия (фото)

Февраль 04, 2017

1959 г. первый набор для подготовки специалистов по системе «Нева»

Февраль 03, 2017

1958-окончили по первому разряду

Февраль 03, 2017

1955 г. в штат введена рота учебно-боевого обеспечения

Февраль 03, 2017

1954-Н.Я. Грабовский был переведен ...

Февраль 03, 2017

1954-складывался квалифицированный преподавательский и командный состав

Февраль 03, 2017

1953-организуются сборы офицеров и сверхсрочнослужащих

Февраль 03, 2017

РАЧКОВСКИЙ Владимир Тимофеевич

Январь 29, 2017

ГОДУН Владимир Демидович

Январь 29, 2017

МЕДНОВ Леонид Никифорович

Январь 29, 2017

1959 - УCЕНКО И.И. - начальником учебного отдела

Январь 28, 2017

1958 - училище перешло на новую программу обучения

Январь 28, 2017

1957 - Ярославское военно-техническое училище Войск ПВО страны

Январь 28, 2017

1959 - высокое качество подготовки специалистов-интернационалистов

Январь 28, 2017

1956 г. - состоялся первый выпуск офицеров-специалистов по системе «Двина»

Январь 28, 2017

1955 - курсантские будни

Январь 28, 2017

1954 - ГОДУН В.Д. принял должность начальника училища

Январь 28, 2017

1954 г. - структура учебных циклов несколько изменилась:

Январь 28, 2017

1953 - ЗРС С-25 и началась разработка С-75 «Двина»

Январь 28, 2017

1952/53 - учебном году педагогический совет училища ...

Январь 28, 2017

1954 г. – особая веха в жизни училища: состоялся первый выпуск офицеров

Январь 28, 2017

1953 г. произошли очередные изменения в руководящем составе училища и учебном процессе

Январь 28, 2017

1952 г. с мая ежегодно организовывались полевые выходы на учебную базу

Январь 28, 2017

1952 - Училищу вручено Красное Знамя

Январь 28, 2017

1951 - С декабря 1951 г. начальником училища назначен полковник Н.Я. Грабовский

Январь 28, 2017

1952 - Подготовка к 1951/52 учебному году

Январь 28, 2017

1951 - предстояло решить ряд сложных практических проблем

Январь 28, 2017

1951 - Набор курсантов осуществлялся из ...

Январь 28, 2017

1951 Преподавательский состав

Январь 28, 2017

1951- Формирование училища началось в августе 1951 г.

Январь 28, 2017

1951

Ноябрь 02, 2016

1952

Ноябрь 02, 2016

1953

Ноябрь 02, 2016


Военное образование в Российской империи - (XVIII в.–1917 г)

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.
 

his-001

Военно-учебные заведения дореволюционной России достаточно успешно готовили военные кадры для армии и флота. Первые организации такого рода появились в конце XVII – начале XVIII вв. в связи с созданием Петром I регулярной русской армии и военно-морского флота. Так, в 1698 г. были открыты артиллерийские школы при Бомбардирской роте Преображенского полка (готовила строевые кадры) и при Московском пушечном дворе (готовила технические кадры). В этом же году была открыта мореходная школа в Азове. В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигацких наук, а также Инженерная и Артиллерийская школы (последняя функционировала при новом Пушечном дворе, построенном на месте сгоревшего в 1699 г.).

Во время Северной войны появились новые военно-учебные заведения:
- в 1709 г. – Инженерная школа в Москве, в 1712 г.
– Артиллерийская школа в Петербурге, в 1715 г.
– Морская академия, в 1719 г.
– Инженерная школа в Петербурге (в 1723 г. московская Инженерная школа была присоединена к столичной); в 1721 г.
- при Петербургском лабораторном доме была создана Артиллерийская школа.

В эти учебные заведения принимались в основном дети дворян и, в порядке исключения, лица других (неподатных) сословий. В каждой школе занималось по 100–300 чел., а срок обучения составлял от 5 до 12 лет. Выпускники школ производились в офицеры, только прослужив определённый срок в строю унтер-офицерами.

Унтер-офицерские кадры готовились в адмиралтейских школах, которые создавались с 1703 г. при крупных портах и верфях и на отделениях для солдатских детей при Морской академии, инженерных и артиллерийских школах.

После смерти Петра Великого многие военно-учебные заведения или были закрыты, или уменьшились в штатной численности.

В 30-х гг. XVIII  в. по инициативе Х.А. Миниха в Петербурге были основаны Артиллерийская арифметическая (для подготовки мастеровых и писарей) и Артиллерийская чертёжная школы, позже объединённые в Петербургскую артиллерийскую школу, готовившую унтер- офицеров и младших специалистов артиллерии.

17 февраля 1732 г. был открыт Корпус кадет (с 1752 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус) – привилегированное учебное заведение для подготовки офицеров. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников корпус уже в первый год принял около 360 чел. Главным директором (шефом корпуса) стал генерал-аншеф Х.А. Миних, а директором корпуса – генерал-майор И.Л. Люберас фон Потт (до 1734 г.). В корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте 13–18 лет. Продолжительность обучения составляла 5–6 лет. Программа обучения предусматривала преподавание Закона Божьего, русского, французского и немецкого языков, географии, истории, математики, астрономии, физики, архитектуры, чистописания, рисования, геральдики, военных наук, верховой езды, фехтования, танцев. Для особо одарённых дополнительно преподавались юриспруденция, латинский язык и музыка.

Кадетам разрешалось держать в услужении крепостных (эту привилегию отменил Павел I). Выпускникам присваивались офицерские чины или унтер-офицерские звания (в зависимости от успехов в обучении).

Кадетский корпус также готовил гражданских чиновников, судей и дипломатов.

В 1752 г. был учреждён Морской шляхетский кадетский корпус, а в 1758 г. Петербургские Артиллерийская и Инженерная школы, готовившие офицеров, объединились в Соединённую артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, которая, в свою очередь, в 1762 г. была преобразована в Артиллерийский и инженерный кадетский шляхетский корпус.

В последней четверти XVIII в. в обоих кадетских корпусах были изменены правила приёма, созданы отделения, куда принимались дети с 6 лет (преимущество отдавалось детям погибших на войне, умерших на службе, а также малоимущих офицеров). Обучение длилось теперь уже 15 лет. В учебный курс были введены государственная экономия, логика, химия. После сдачи экзамена кадетам присваивался чин поручика или соответствующий гражданский чин.

В 1778 г. генерал-майор С.Г. Зорич основал в г. Шклов первое частное «благородное училище» по типу Сухопутного кадетского корпуса (в 1797 г. оно стало казённым и получило наименование Шкловский кадетский корпус).

В связи со строительством Черноморского флота в 1786 г. в Херсоне был открыт 2-й Морской корпус, переведённый вскоре в Николаев и преобразованный в 1798 г. в Штурманское училище.

В 1794 г. Великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I) основал Сиротский (с 1798 г. – Военно-сиротский) дом, где обучались дети неимущих дворян, офицеров, а также солдат; в 1798 г. гарнизонные школы были переименованы в военно-сиротские отделения; в них к началу XIX  в. воспитывались за казённый счёт около 16,5 тыс. солдатских детей, названных в 1805 г. кантонистами. Эта система низшей военной подготовки постоянно развивалась. Всего с 1826  по 1857  гг. включительно через неё прошли 7  905  000 чел., на содержание которых казна потратила 20  150  000 руб. С 1828  по 1858 гг. в Ярославле также размещались батальоны кантонистов, в основном состоявшие из сыновей офицеров и заслуженных чиновников, которые обучались здесь военному делу.

Впоследствии многие исследователи неоднократно доказывали затратную неэффективность и принципиальную ненужность системы кантонистов.

Поскольку в 1777 г. Ярославль обрёл статус губернского города, в нем стали появляться объекты военного назначения. В 1798 г. началось возведение комплекса зданий военного ведомства (современная территория нашего училища в районе улицы Наумова и Московского проспекта). Первоначально здания состояли из нескольких отдельных каменных корпусов и Петропавловской церкви; позже они были объединены в архитектурный ансамбль. В центре двора был построен трёхэтажный каменный корпус, примыкавший к церкви с западной стороны.

За всю историю существования зданий в них размещались только воинские части и военно-учебные заведения: сначала батальоны (школа) военных кантонистов, затем – с 1858 г. – Ярославская военная школа, а с 1863 г. – Ярославская военная прогимназия.

his-006kantonisty

В 1798 г. были учреждены Медико-хирургическая академия, штурманские училища в Кронштадте и Николаеве, а также училища корабельной архитектуры (в Петербурге и Николаеве), которые готовили кораблестроителей (Николаевское училище было упразднено в 1803 г.).

Рост армии и флота, усложнение военного дела потребовали расширения сети военно-учебных заведений. В начале XIX в. в Туле (1801) и в Тамбове (1802) для детей местной знати были созданы первые дворянские училища (с 1817 г. – «военные училища»), имевшие целью подготовку юношей к поступлению в кадетские корпуса.

В 1802 г. был образован Пажеский корпус. В 1804 г. в Петербурге была основана Инженерная школа, преобразованная в 1810 г. в Инженерное училище, готовившая инженерных кондукторов и офицеров.

Некомплект офицеров в армии ощущался очень остро, так как военно-учебные заведения выпускали в войска ежегодно не более 120 чел. В 1807 г. увидел свет императорский указ, согласно которому дворяне, достигшие 16-летнего возраста и желавшие поступления на военную службу, должны были не записываться, как раньше, унтер-офицерами в полки, а зачисляться – для обучения военному делу – в созданный при 2-м кадетском корпусе Волонтёрский корпус (с 1808 г. – Дворянский полк, с 1855 г. – Константиновский кадетский корпус), в котором в 1815 г. обучались уже 2 400 чел.

В 1810 г. в Петербурге было открыто первое военно-учебное заведение для подготовки офицеров квартирмейстерской части (служба Генерального штаба) – Училище колонновожатых (закрыто в 1812 г.).

С начала Отечественной войны 1812 г. три кадетских корпуса и Дворянский полк отправили в войска свыше одной тысячи офицеров.

В 1812 г. с целью подготовки военных топографов в местности Хапаниеми Куопиоской губернии был основан Финляндский топографический корпус, а в 1816 г. при нём было открыто отделение для подготовки офицеров всех родов войск (в 1819 г. корпус переведён в Фридрихсгам и преобразован в кадетский корпус).

В 1815 г. генерал-майор Н.Н. Муравьёв основал Московское учебное заведение для колонновожатых, которое в 1823 г. было присоединено к вновь открытому Петербургскому (казённому) училищу колонновожатых; последнее просуществовало до 1826 г.

В 1819 г. Инженерное училище было преобразовано в Главное инженерное училище, а в 1820 г. создано Артиллерийское училище.

В 1820 г. при Главном штабе 1-й армии (г. Могилёв на Днепре) было организовано 2-классное офицерское училище, готовившее до 1 830 офицеров квартирмейстерской части.

В 1822–1825 гг. при Главных штабах 1-й и 2-й (г. Тульчин) армий, а также при Гренадерском и некоторых пехотных корпусах функционировали юнкерские школы, в которых обучались служившие в войсках унтер-офицеры из дворян.

В 1822 г. в Петербурге было создано училище топографов, которое в 1832 г. было преобразовано в Школу топографов, в 1863 г. – в Училище топографов, а в 1867 г. – в Военно-топографическое училище.

his-006kadetsky-korpys

В 1823 г. по инициативе великого князя Николая Павловича (будущий император Николай I) в Петербурге была учреждена Школа гвардейских подпрапорщиков (с 1826  г. – Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров,
с 1859 г. – Николаевское училище гвардейских юнкеров,
с 1864 г. – Николаевское кавалерийское училище).

В 1801–1825 гг. военно-учебные заведения подготовили свыше 18 тыс. офицеров, что, однако, удовлетворяло потребности армии и флота только на 45–50 %.
В 1827 г. по инициативе директора Морского корпуса И.Ф. Крузенштерна при корпусе были созданы офицерские классы, имевшие целью усовершенствование подготовки офицеров флота.

На рубеже XVIII–XIX вв. военно- учебные заведения не имели системы централизованного управления, как и каких-либо документов и положений общего характера, касающихся их организации или учебно-воспитательного процесса.

Однако в начале XIX в. этот процесс сдвинулся с мёртвой точки: в 1805 г. был учреждён Непременный совет о военных училищах под председательством великого князя Константина Павловича.
В состав совета вошли:
- министр военно-сухопутных сил С.К. Вязмитинов,
- министр народного просвещения П.В. Завадовский,
- министр иностранных дел А.А. Чарторыйский,
- товарищ министра юстиции Н.Н. Новосильцев,
- инженер-генерал П.К. Сухтелен,
- генерал-лейтенант А.А. Аракчеев,
- генерал-майоры А.А. Клейменхиль и
- Ф.И. Клингер.

Несмотря на солидную должностную репрезентативность, совет не сыграл в истории военно-учебных заведений какой-либо значимой роли.

В 1819 г. Пажеский и кадетские корпуса были объединены под управлением генерала П.Т. Коновицына, назначенного их главным директором, но это объединение носило чисто административный характер.

Попытки централизации управления военным образованием продолжились. В 1826 г. начальником всех военно-учебных заведений стал великий князь Константин Павлович, в подчинении которого был учреждён Совет для управления военно-учебными заведениями. В 1830 г. увидели свет «Общие положения и устав для военно-учебных заведений». В 1831г. во главе управления Пажеского и кадетских корпусов, а также Дворянского полка был поставлен великий князь Михаил Павлович, при котором был создан Штаб его императорского величества по управлению военно-учебными заведениями.

С 1830 г. в ряде губернских городов были открыты кадетские корпуса, выпускники которых переводились в Дворянский полк.

В 1832 г. в Петербурге была основана Аудиторская школа для подготовки военных юристов;
- с 1846 г. школа была переименована в Аудиторское училище, а в 1867–1878 гг. она называлась Военно-юридическим училищем.
Также в 1832 г. была открыта Военная академия. Крупную роль в развитии военно-учебных заведений сыграл Я.И. Ростовцев, бывший с 1835 г. начальником Штаба (с 1855 г. – Главного штаба) его императорского величества по управлению военно-учебными заведениями. Под его руководством были разработаны и введены в действие Свод законов о военно- учебных заведениях (1837), Положение об управлении военно-учебными заведениями (1843), Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений» (1848).


В 1843 г. великий князь Михаил Павлович был назначен главным начальником военно-учебных заведений с правами военного министра. В 1849–1855 гг. эту должность занимал наследник престола великий князь Александр Николаевич, а в 1860–1862 гг. – Великий князь Михаил Николаевич.

В 1844 г. в Кронштадте на базе бывшего Училища корабельной архитектуры, которое с 1826 г. называлось кондукторскими ротами Морского учебного рабочего экипажа, было образовано Морское инженерное училище (с 1856  г. – Инженерно-артиллерийское училище морского ведомства), готовившее специалистов для корпусов морского ведомства. В 1852 г. по проекту М.П. Лазарева в Николаеве было открыто Училище флотских юнкеров, находившееся на положении Морского корпуса.

В 1855 г. Военная академия была преобразована в Академию Генерального штаба, а офицерские классы Михайловского артиллерийского и Николаевского инженерного училищ были реорганизованы соответственно в Артиллерийскую и Инженерную академии.

С 1825 по 1850 гг. 50 567 чел. стали офицерами, из них военно-учебные заведения дали армии 14 415 чел. и флоту около 2,5 тыс. чел.
Офицерский корпус комплектовался кадрами за счёт:
- выпускников военных академий (в это время их было четыре – Николаевская Генерального штаба, Николаевская инженерная, Михайловская артиллерийская и Александровская) и училищ;
- выпускников кадетских корпусов, школ гвардейских юнкеров и прапорщиков, Дворянского полка;
- производства в офицеры наиболее подготовленных унтер-офицеров; производства в офицеры вольноопределяющихся.

Крымская война выявила серьёзные недостатки в подготовке военных кадров. Поэтому в ходе морских реформ 1850  –  60-х гг. и военных реформ 1860 – 70-х гг. была произведена перестройка системы военного образования. Главным направлением этой перестройки стало отделение общего образования от специального и предоставление права поступления в военно-учебные заведения лицам недворянского происхождения.

В 1863 г. в составе Военного министерства было создано Главное управление военно-учебных заведений, начальником которого стал Н.В. Исаков, выступивший в качестве подлинного локомотива реформы военного образования. Данное управление, заменившее Главный штаб его императорского величества по военно-учебным заведениям, ведало всеми военно-учебными заведениями, кроме специальных. К последним относились академии, артиллерийские, инженерные и другие военно- учебные заведения, находившиеся в ведении соответствующих управлений Главного штаба. Для согласования деятельности всех военно-учебных заведений был учреждён Главный военно-учебный комитет.

В 1862 г. офицерские классы Морского корпуса были преобразованы в Академический корпус морских наук. В 1863–1866 гг. 12 кадетских корпусов были превращены в общеобразовательные учебные заведения – военные гимназии (в дальнейшем их число увеличилось – до 18 в 1881 г.). Эти преобразования шли по плану, утверждённому императором Александром II, а руководил ими лично Н.В. Исаков.

В военных гимназиях воспитатели, офицеры были заменены гражданскими лицами с педагогическим образованием, что сразу привело к прекращению строевой муштры воспитанников. В военных гимназиях учились дети дворян, офицеров, чиновников военного ведомства, а также небольшое число детей казаков, духовенства, иностранцев (главным образом из славянских стран). В виде исключения среди гимназистов можно было встретить детей особо отличившихся солдат.

Это были заведения интернатного типа, воспитанники которых содержались за счёт государства. В 1873–1875 гг. в Петербурге, Москве, Симбирске и Тифлисе открылись платные военные гимназии для приходящих учеников всех сословий, а в военные гимназии-интернаты были допущены своекоштные и приходящие ученики с платой.

Гимназический курс обучения был рассчитан на 6 лет, с 1874 г. – на 7 лет. Среди преподаваемых предметов были Закон Божий, русский язык и словесность, немецкий и французский языки, математика, физика, космография, география, начальные сведения из естественной истории, русская и всеобщая история, черчение и чистописание. Воспитанники также обучались танцам, музыке, пению, гимнастике. В то время военные гимназии считались лучшими средними учебными заведениями.

В 1869–1879 гг. в военных гимназиях ежегодно обучалось 5 360 чел., из которых в военные училища поступали 91 % выпускников. Воспитатели и учителя для военных гимназий готовились на открытых в 1865 г. при 2-й петербургской военной гимназии педагогических курсах. В 1882  г. военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса.

В 1863 г. началось создание новых военных училищ, а с 1864 г. – юнкерских училищ. Система юнкерской подготовки ранее существовала в нескольких значениях:
- во-первых, в первой половине XIX в. юнкерами назывались молодые дворяне, добровольно поступившие на военную службу без специального образования. Они проходили службу, пользуясь многими льготами, в полках в качестве унтер-офицеров, где и получали первый офицерский чин;
- во-вторых, в 1820-х гг. были созданы юнкерские школы (не путать с юнкерскими училищами), воспитанники которых также назывались юнкерами (в такой школе – Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров – в своё время учился М.Ю. Лермонтов).

В докладе по Военному министерству 1 января 1864 г. Д.А. Милютин писал об учреждении юнкерских училищ при военно-окружных управлениях: «Настоятельность учреждения юнкерских училищ обусловливается огромным числом тех молодых людей, которые, поступая прямо в полки, на различных правах с производством своим в офицеры, вносят в войска полное отсутствие общего, а тем более военного образования. Число этих лиц с упразднением некоторых кадетских корпусов и уменьшением нормальной цифры выпускаемых из них должно ещё более возрасти, а потому в настоящее время настоятельнее ещё, чем прежде, необходимо прийти к ним на помощь и доставить им средства к соответственному с требованиями службы подготовлению».

his-007Создаваемые с 1863–1864 гг. юнкерские училища формировались при окружных штабах. В них военные навыки получали будущие офицеры из числа унтер-офицеров, вольноопределяющихся, юнкеров, выпускников военных прогимназий и редко – кадетских корпусов, гражданских гимназий и семинарий. В ходе реформ Д.А. Милютина число юнкерских училищ неуклонно возрастало; они подразделялись на кавалерийские и пехотные (также и назывались).

В 1880 г. в России имелось 16 юнкерских училищ, в которых обучались 4 500 чел. (в том числе 3 380 чел. – в пехотных училищах). Юнкера-выпускники делились на два разряда: сдавшие экзамены по первому разряду получали офицерское звание при назначении в полк, независимо от штатных вакансий. Выпускники второго разряда получали офицерское звание в полку только при наличии вакансий.

Юнкерские училища – средние военно-учебные заведения – пополнялись выпускниками военных прогимназий. Предыстория их создания такова: младшие специалисты (артиллерийские и инженерные кондукторы, чертёжники, гравёры, учителя гимнастики и фехтования, фельдшеры и др.) готовились в училищах военного ведомства, созданных в 1858 г. на основе батальонов военных кантонистов взамен упразднённых в 1856 г. кантонистских школ.

В 1866 г. большинство этих училищ было преобразовано в военно-начальные школы, выпускники которых переводились в специальные школы (технические, пиротехнические, оружейные, фельдшерские и пр.).

В 1868 г. с целью обеспечения контингента юнкерских училищ 8 военно-начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии, а остальные постепенно упразднены.

Военные прогимназии являлись низшими учебно-воспитательными заведениями военного ведомства с курсом уездного училища или 4-классного реального училища, но без преподавания иностранных языков. Прогимназии, как уже отмечалось, предназначались главным образом для пополнения юнкерских училищ. К числу их основных задач относилась «необходимость образовывать малоспособных и нравственно испорченных» воспитанников военных гимназий и предоставлять им возможность поступить в юнкерское училище.

Упомянутые выше первые 8 прогимназий были образованы на основе военно-начальных школ в Москве, Пскове, Ярославле, Киеве, Вольске, Оренбурге, Омске и Иркутске.

В 1869 и 1871 гг. были учреждены ещё две военные прогимназии в Петербурге и Тифлисе. В военных прогимназиях, кроме лиц, имевших право поступать в военные гимназии, учились дети потомственных граждан. В них также переводились воспитанники военных гимназий, не усваивавшие программу обучения.

В большинстве военных прогимназий число воспитанников было не более двухсот. По окончании курса лучшие воспитанники, не достигшие 16-летнего возраста, переводились в учительские семинарии военного ведомства, а остальные (не моложе 17 лет) зачислялись в юнкерские училища.

К 1881 г. осталось только 8 прогимназий (в 1876 г. Московская и Псковская военные прогимназии были преобразованы в военные гимназии).

В 1883 и 1887 гг. большинство военных прогимназий было закрыто, остались только Вольская и Ярославская, переименованные в военные школы, куда переводились кадеты из-за неуспеваемости (Ярославская военная прогимназия была переименована в военную школу в 1891 г.). В 1867 г. была открыта Военно- юридическая академия.

В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия.

В 1880-х гг. доступ лиц недворянского происхождения в военные училища был несколько ограничен.

К 1882 г. сложилась следующая система военно-учебных заведений страны: военные академии; военные училища;
- юнкерские училища;
- военные гимназии и прогимназии (соответственно 7 и 4 года обучения).

Началось восстановление кадетских корпусов. 21 июля 1882 г. в соответствии с Высочайшим повелением все военные гимназии, приготовительные классы и Пансион Николаевского кавалерийского училища были переименованы в кадетские корпуса. Они сохранили статус общеобразовательных учреждений, но начали обретать черты военной организации.

his-002В старших классах были учреждены строевые роты, лучших кадетов начали производить в вице-фельдфебели (один на роту) и вице-унтер- офицеры (двенадцать на роту);
- воспитатели из числа гражданских лиц постепенно заменялись строевыми офицерами и пр. 14 февраля 1886 г. было утверждено «Положение о кадетских корпусах», в котором заявлялось:
- «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

Помимо переименованных в корпуса из военных гимназий, создавались новые заведения: в 1883 г. в Новочеркасске был учреждён Донской кадетский корпус, в 1887 г. в Оренбурге создан 2-й Оренбургский кадетский корпус.

Сеть военно-учебных заведений продолжала развиваться.
В 1883 г. при школе восточных языков Азиатского департамента МИД был открыт Курс восточных языков для подготовки офицеров, владеющих арабским, персидским, турецким, татарским языками и знающих мусульманское право.

В 1895 г. при Главном инженерном управлении образована Кондукторская школа с целью подготовки местных инженеров (военных техников).

В 1899 г. был создан Интендантский курс. Всего к концу XIX в. в ведении Главного управления военно-учебных заведений состояли:
- Пажеский корпус, Финляндский кадетский корпус, специальные классы которого выпускали офицеров;
- 27 кадетских корпусов;
- 4 пехотных и 1 кавалерийское училище;
- Вольская военная школа и Ярославская военная школа императора Александра II (при штатной численности 400 воспитанников);
- 16 юнкерских училищ (11 пехотных, 2 кавалерийских, 3 казачьих); 22 школы солдатских детей (имелись только в гвардейских частях);
- Рождественская солдатская школа ( в г. Ревель, ныне – Таллин).

Кроме того, в ведении Артиллерийского и Инженерного управлений имелись 4 военных училища и 4 офицерских школы.

his-009В 1895 г. Ярославскую военную школу (с учётом исторического опыта и достаточности учебно-материальной базы) преобразовали в Кадетский корпус.

Корпус традиционно находился в ведении Военного министерства, а непосредственное руководство учебным заведением возлагалось на директора, который назначался из генералов или полковников, имеющих необходимый опыт (в том числе, боевой), соответствующее образование и наклонности.

Первым директором Ярославского кадетского корпуса был назначен генерал-майор И.Ю. Добошинский. Позже корпусом руководили генерал-майоры А.И. Калишевский, Н.Ф. Рафалович, И.О. Латур, Н. Володкевич, В. Святополк-Мирский. Несмотря на определённые традиции и небольшой срок существования, уже при первом инспектировании начальником Главного управления военно-учебных заведений генералом от инфантерии А.Ф. Забелиным корпус по решению комиссии был отнесён к военно-учебным заведениям первой категории.

his-008Ярославский кадетский корпус просуществовал до осени 1917 г., после чего был переформирован в военную прогимназию и тут же распущен. Корпус дал стране и армии много замечательных людей, среди которых – замечательный русский писатель и учёный Л.П. Сабанеев, начальник Морских сил РККА М.В. Викторов и мн. др.

Обращаясь к сегодняшним дням, заметим, что Указом Президента Российской Федерации архитектурный ансамбль Кадетского корпуса конца XVIII–начала XIX вв. был внесён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

К концу 1890-х гг. в кадетских корпусах обучалось около 12 тыс.  чел., в военных училищах – 5,5 тыс.  чел., в юнкерских училищах – 2,8 тыс. чел., в академиях – около 850 чел. Среднегодовой выпуск офицеров в это время примерно равнялся 2 тыс. чел., что обеспечивало до 80 % вакансий в армии и на флоте.

his-010На рубеже XIX–XX вв. в армии появились военно-учебные заведения для усовершенствования и переподготовки офицерского состава – Офицерские школы (во флоте – Офицерские классы). В 1900–1903 гг. по инициативе военного педагога генерал-лейтенанта А.Н. Макарова были организованы педагогические курсы для подготовки офицеров-воспитателей и учителей в кадетские корпуса (курсовые занятия проходили при Педагогическом музее военно-учебных заведений).

Русско-японская война 1904– 1905 гг. показала, что подготовка офицеров армии и флота отставала от требований современной войны. В ходе военных реформ 1905–1912 гг. и морских реформ 1905–1914 гг. в военно-учебных заведениях были проведены значительные преобразования. При пересмотре учебных программ и руководств упор делался на более углубленное изучение современной тактики и военной техники, а также на отработку практических навыков.

his-011Большую роль в деле улучшения учебно-воспитательной системы в кадетских корпусах и военных училищах сыграл главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович (1900–1910).

Развитие Вооружённых Сил и военной техники требовало увеличения числа офицеров и унтер-офицеров различных специальностей с более высоким уровнем подготовки.

В 1906 г. при дивизиях, артиллерийских бригадах и отдельных частях были созданы войсковые школы для подготовки подпрапорщиков и подхорунжих; в этих школах обучение велось в зимнее время в течение двух лет сверхсрочной службы.

К 1911 г. было завершено преобразование юнкерских училищ в военные. В том же году были созданы Интендантская академия и школы офицеров-переводчиков в Кавказском, Приамурском и Туркестанском военных округах.

Дополнительно открылись 8 кадетских корпусов, Морской корпус в Севастополе, Артиллерийское училище в Одессе и ряде других специальных (в том числе, авиационных) учебных заведений. Увеличилось число школ и учебных команд, готовивших унтер-офицеров и младших специалистов для армии и флота. Постепенно смягчались, а в 1913 г. были отменены сословные ограничения для поступающих в военно- учебные заведения (они сохранились только для Пажеского корпуса).

Накануне Первой мировой войны в России существовали следующие 4 группы военно-учебных заведений:
- 1) средние общеобразовательные:
- общие классы 28 кадетских, Пажеского и двух Морских корпусов;
- 2) средние специальные:
- специальные классы Пажеского и Морского корпусов, 11 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 3 артиллерийских, 1 инженерное и 1 Военнотопографическое училище, Морское инженерное училище, Кондукторская школа при Главном военнотехническом управлении Военного министерства;
- 3) высшие и среднего типа для подготовки офицеров действительной службы:
- 7 академий, 8 офицерских школ и 5 офицерских классов;
- 4) низшие специальные школы:
- Техническое училище Артиллерийского ведомства, Ижевская и Тульская оружейные школы, 8 военнофельдшерских школ, 1 Минная (Морская) школа.

С началом Первой мировой войны военные училища, а также специальные классы Пажеского и Морского корпусов перешли на ускоренный курс обучения (от 3 до 12 месяцев).

Были открыты 4 новых военных училища. Основное количество офицеров для армии в то время готовили школы прапорщиков. Эти заведения, а также заведения с ускоренным курсом обучения с 1915 по 1917 гг. дали армии и флоту около 220 тыс. прапорщиков. Военные академии, большинство офицерских школ и классов отправили своих слушателей и преподавателей на фронт. К осени 1917 г. в Российской армии насчитывалось 240 тыс. офицеров

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Сайт НЕ коммерческий
пожертвований хватит примерно до 01 марта 2018г.


СУЩЕСТВУЮЩИЙ САЙТ ЯВВУ ПВО http://www.adm.yar.ru/YZRI/

Тематика данного сайта раскрывает исторический формуляр училища, о выпускниках, ветеранах училища. Если Вы считаете, что данный сайт нужен, и имеет право на существование - Окажите помощь на - содержание сайта! 

Любая сумма продлит срок жизни сайта

 Спасибо
за понимание и поддержку !
выпускник ЯЗРУ пво страны 1970г
Нефедов БД 


Учебно-методический отдел

Февраль 13, 2017

Ученый совет

Февраль 14, 2017

Методический совет

Февраль 14, 2017

Научно-технический совет

Февраль 14, 2017

Диссертационный совет

Февраль 14, 2017

Отдел организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров (отдел ОНР и ПНПК)

Февраль 14, 2017

Отдел по работе с личным составом

Февраль 14, 2017

Отдел материально-технического обеспечения

Февраль 14, 2017

Строевой отдел

Февраль 14, 2017

Служба защиты государственной тайны

Февраль 14, 2017

Отдел кадров

Февраль 14, 2017

Медицинская служба

Февраль 14, 2017

Финансово-экономическая служба

Февраль 14, 2017

Юридическая служба

Февраль 14, 2017

Отделение охраны труда и техники безопасности

Февраль 14, 2017

Профсоюзная организация училища

Февраль 14, 2017

Научно-исследовательский отдел

Февраль 14, 2017

Отдел информационных технологий

Февраль 14, 2017

Факультет автоматизированных систем управления

Февраль 19, 2017

Факультет зенитных ракетных комплексов

Февраль 19, 2017

КАРТА САЙТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


в МО России готовится сайт:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования
«Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации


Copyright © 2010-2016. Б. Нефедов - программист-дизайнер; В. Шубин - информационное сопровождение



© Все материалы интернет-портала Исторический формуляр ЯВВУ ПВО доступны по лицензии  Creative Commons Attribution 4.0 

ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false